Знает ли мой ребенок английский?

Записав ребенка на курсы английского языка, у родителей закономерно появляется вопрос об эффективности занятий и успехах ребенка. Иногда ощущение, что он «ничего не знает», появляется даже когда ребенку нравится учиться, и он ходит на занятия с удовольствием. Потом это ощущение может смениться тревожностью «чем помочь» и как правильно настроить на занятия дома, если родители чувствуют, что мотивация и энтузиазм убавляются. Но ведь изучение иностранного языка должно вызывать положительные эмоции как у учащегося, так и у родителей, не так ли? Основная причина смятения и тревожности вызвана недостатком информации: непонятно, какие вопросы задавать ребенку, чтобы проверить его знания; что делать с мотивацией, когда она снижается, и как реагировать на, казалось бы, «продолжительное отсутствие прогресса». Давайте разберемся в этих вопросах.

О мотивации и ожиданиях

Книги о мотивации на сегодняшний день находятся в изобилии, поэтому мы поделимся самыми полезными наблюдениями из собственного опыта.
Неэффективно:
Оказывать чрезмерное давление на ребенка.

Моментально сработает обратная реакция, ребенок закроется и станет ассоциировать занятия со стрессом и наказанием. Нам нужно идти от обратного. Важно показать вашу заинтересованность как самим языком, так и успехами ребенка. «Я сегодня прочитал(а), что magazine на английском – это журнал, а магазин – shop. Представляешь? А ты узнал(а) что-нибудь интересное?:)» Важно, чтобы тон был спокойным и располагающим к диалогу.

Ругать за ошибки.

Если нет ошибок – нет прогресса. Занятия английским языком ничем не отличаются от практики в гончарной мастерской. Это место, где мы тренируемся, пробуем и ошибаемся. Развивать свои навыки в атмосфере постоянного оценивания крайне трудно. Поэтому после очередного теста, домашнего упражнения и любой другой работы – важно фокусировать внимание на том, что получилось и правильных ответах, потому что набирать баллы приятнее, чем знать, что у тебя их было 100, но с каждым ответом и словом они уменьшаются.

Сравнивать своего ребенка с другими «детьми своих друзей».

Каждый ребенок развивается в своем темпе и это относится не только к маркерам сесть-ползать-встать-пойти, но и к обучению новому языку, в младшем школьном возрасте - особенно. Часто развитие происходит нелинейно, кто-то позже начинает читать, кто-то писать, а кому-то речь дается с большим трудом, чем остальные навыки. Некоторым детям нужен месяц-два, чтобы адаптироваться и начать разбираться с основами языка, а у кого-то уходит год. Но считать, что этот год бесполезный – несправедливо, потому что ребенок не сидит пассивно, он слушает и запоминает, так же, как он делал с родным языком, когда ему было года два. Он разбирается с целой системой новых для него знаков и звуков, до конца не разобравшись со своим родным языком. Это очень непросто, и малыш это чувствует, поэтому сравнение с теми, кому что-то дается легче и без усилий - обидит ребенка.

Ожидать от ребенка постоянного восторга.

Каждый ребенок по-своему реагирует и переживает свои успехи и неудачи. Кто-то может огорчиться, что его спросили не первым, а вторым; кого-то расстроит свой собственный ответ, потому что ожидает от себя большего. Кто-то решит, что замечание учителя было беспочвенным; кого-то заденут слова одноклассника, который выполнил упражнение быстрее. Кто-то настроен на игры, потому что устал после школы. А кто-то любит только игры, потому что не знает где применять этот новый язык. Процесс обучения английскому языку непременно включает в себя игровые элементы, оставаясь по-прежнему образовательным. В такой ситуации важно помочь пережить подобные разочарования не осуждая. Принять, что иногда настроение бывает просто «не английским».

Эффективно:

Показывать на своем примере, что учиться новому и быть любознательным – очень полезно. Если у вас есть свои хобби и увлечения – расскажите о них ребенку. Спланируйте совместный поход в музей, представьте, что вы в путешествии в любой другой стране и можете читать только английский текст табличек с информацией и описания к экспонатам. Пользование телефоном ограничьте до 10 раз (в зависимости от размера музея), если ребенку 9-11 лет. Если ребенку 6-8 лет – тогда за каждое понятое слово, засчитайте условный балл.

Проводить совместные викторины, игры. Например, ребенку 7 лет, и он учит слова из темы Одежда. Можно провести соревнование, кто больше слов угадает/покажет («Крокодил»), напишет («Виселица»), принесет из шкафа, называя за минуту. Для старших детей подойдет квиз по фильму с призами или аудирование по песням любимого исполнителя. Составить квиз поможет ChatGPT, а для аудирования можно использовать такие ресурсы как lyricstraining.

Окружить языковой средой. Если учите английский язык, то недостатка в информации и материалов не будет. Подойдут книги, аудиокниги, песни, фильмы, короткие видео на английском языке. Важно проверять контент и быть уверенным в содержании. Если в школе вы учили немецкий, всегда можете обратиться к преподавателю или администратору нашего центра, они поделятся всеми полезными и безопасными ресурсами в соответствии с уровнем вашего ребенка.
Какие навыки должен демонстрировать ребенок на каждом уровне?
Уровни владения языком сгруппированы по степени пользования и представляют собой три больших блока:

  • Базовый/ Начальный пользователь: включает в себя уровни Pre A1, А1 и А2
  • Независимый пользователь: уровни В1, В2
  • Профессиональный пользователь: и всеми желаемые С1 и С2. Они же Advanced, Proficiency.

В этой статье мы разберем начальные уровни, потому что именно с них ребята начинают овладевать навыками пользования английским языком.

Начальный уровень Pre A1, A1 предполагает:

  • Понимание простых слов и фраз в повседневном контексте
  • Умение использовать базовые грамматические структуры, такие как простые предложения в настоящем времени
  • Могут задавать и отвечать на базовые вопросы
  • Освоение алфавита и чтение простых слов и фраз на английском

Вот несколько примеров того, что включается в обучение на начальном уровне (описание ниже основано на общей практике, авторские программы могут отличаться):


Алфавит и произношение. Ребенок начинает изучение алфавита и учится произносить звуки на английском языке. (Изучение алфавита обычно начинают с 6-7 лет, когда рука готова к письму. Если ребенок начинает заниматься английским в 4-5 лет, руку только начинают готовить, и к алфавиту перейдут в следующем году.) Произношение звуков может (и будет) отличаться от произношения носителей языка, но звуки должны быть различимы.


Базовая лексика. Ребенок учиться основным словам и фразам, которые часто используются в повседневной жизни, таким как приветствия, прощания, выражения благодарности и т. д. Функциональная лексика для выполнения простых задач. Допустимы неточности и искажения, например, Can you give me a pen, please. - Give me pen, ok? Выглядит на письме устрашающе, но в исполнении детей даже мило.:) May I have a glass of water, please? – I’m thirsty, give me to drink. (типичный перенос русского варианта предложения «дай мне попить») Главное на этом этапе – функциональность и попытки решить свои базовые «проблемы» на английском языке.


Грамматика. Ребенок может начать изучение простых грамматических конструкций, таких как утвердительные предложения в настоящем времени (to be, Present Simple, have/has got, can) вопросительные предложения и отрицательные предложения.


Чтение. Ребенок начинает учиться читать простые слова и короткие фразы на английском языке. Тексты должны быть адаптированы и состоять на 90% из лексики уже знакомой ребенку. Даже если на книжке написано Fairytale/Сказка, ребенок не сможет ее прочитать, если она не соответствует его уровню и написана для англоговорящих детей.


Развитие навыков понимания речи на слух. Ребенок начинает учиться слушать и понимать простые высказывания и разговоры на английском языке. Важно, чтобы речь была медленная, эмоционально окрашена и соответствовала уровню. Ожидать, что ребенок переведет неадаптированный мультфильм для носителей языка – пока рано.


Общение. Ребенок начинает учиться общаться на английском языке в простых ситуациях, например, задавать и отвечать на вопросы о себе, своей семье и друзьях, а также спрашивать о том, что происходит вокруг. Простые фразы собираются в предложения, которые в свою очередь только начинают формировать мини-рассказы. Важно поощрять начинания ребенка пересказывать или рассказывать, о чем он может, не обращая внимание на оговорки и ошибки, это является положительным подкреплением и поможет избежать появление языкового барьера в будущем.

Учить языки – это здорово, интересно и пойдет на пользу в любом возрасте, главное подготовиться к приятному путешествию, получать удовольствие от процесса и радоваться даже маленьким победам. Все получится!


Автор: Быковец Екатерина